Квант

титульный лист Квант

Пояснительная записка

 

Дополнительная образовательная программа занятий по физике в 9, 10 и 11 классе на 2021 — 2022 учебный год составлен на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, — «Дрофа», 2007 г. И авторской программы: В. А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы решения физических задач», — М.: Дрофа, 2008 г.

Курс рассчитан на 3 года обучения – 9, 10 и 11 классы.

Количество часов на год по программе: 34.

Количество часов в неделю: 4 часа.

Курс рассчитан на учащихся 9, 10 и 11 классов профиль­ной школы и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных разделов физики.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. Важнейшей проблемой в обучении физике является развитие самостоятельности учащихся при решении задач, т. к. умение решать задачи является одним из основных показателей не только глубины усвоения учебного материала по физике, но и уровня развития мышления воспитанников.

Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины не сформированности у воспитанников этих умений и способностей являются следствием, с одной стороны, недостаточного развития мыслительной сферы ребенка, что выражается в неумении анализировать содержание задачи, происходящие процессы и основные закономерности изучаемых явлений на качественном уровне и несформированностью приемов общеучебной деятельности учащихся с другой.

При обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для организации деятельности воспитанников по решению нестандартных задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач различных типов. Актуальность данного курса обусловлена введением предпрофильного обучения в основной школе и востребованностью умений и навыков решения задач.

Концептуальную основу данного курса составляет общий взгляд на значение и роль интеллектуальной деятельности в формировании гармонического развития личности и определении профессиональных ориентиров.

Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а формирование углубленных знаний и умений.  Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь воспитанники знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики, т.е. механическим, тепловым, электрическим, магнитным, акустическим световым, и атомным явлениям.

 

Цели курса:

  • создание условий для самореализации воспитанников в процессе учебной деятельности;
  • углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

 

Задачи курса:

  • развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
  • обучить воспитанников обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
  • способствовать развитию мышления воспитанников, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
  • способствовать интеллектуальному развитию воспитанников, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

 

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • анализировать физическое явление, проговаривать вслух решение, анализировать полученный ответ;
  • классифицировать предложенную задачу, составлять простейших задачи;
  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
  • выбирать рациональный способ решения задачи;
  • решать комбинированные задачи;
  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
  • владеть методами самоконтроля и самооценки.

 

 

Умения учащихся формируются на основе следующих знаний:

  • различных способов решения задач;
  • алгоритмов решения;
  • формул и теорем, не входящих в базовый курс;
  • соотношение теории и практического применения при решении задач;
  • сущности метода оценки результата.

 

Отличительная особенность данной программы.

 

Программа ориентирована на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности воспитанников и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) → четкое формулирование физической части проблемы (задачи) → выдвижение гипотез → разработка моделей (физических, математических) →  прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений →  проверка и корректировка гипотез → нахождение решений →  проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

 

Итоги курса

Курс обучения завершается зачетом, на котором проверяются практически умения применять конкретные законы физических теорий, фундаментальные законы физики, методологические принципы физики, а также методы экспериментальной, теоретической и вычислительной физики. Проверяются навыки познавательной деятельной различных категорий учащихся по решению предложенной задачи.

 

Ожидаемые результаты:

  • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение воспитанника относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Возраст воспитанников и срок реализации программы.

 

Программа и тематическое планирование предполагает проведение занятий в течение 3 учебных лет (24 месяца).

Краткие сведения о коллективе: состав – постоянно-переменный, набор воспитанников – свободный, из общеобразовательных классов, возраст – 14-17 лет (9, 10 и 11 класс).

 

Учебно-тематический план

9-11 класс ( 4 часа в неделю)

          

урока

Раздел

Тема занятия

Форма занятий
Раздел 1.  Физическая задача. Классификация задач  
1(4) Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Лекция

 

2(4) Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.  Примеры задач всех видов. Лекция

Решение задач

Раздел 2. Правила и приемы решения задач  
3(4) Общие требования при решении физических задач.  Этапы решения физической задачи. Лекция

Решение задач

4(4) Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач.  Изучение примеров решения задач. Лекция

Решение задач

5(4) Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения. Лекция

Решение задач

Раздел 3. Кинематика  
6,7(8) Прямолинейное равномерное движение. Средняя скорость. Решение задач
8,9(8) Прямолинейное равноускоренное движение. Графическое представление движения. Решение задач
10,11(8) Координатный метод решения задач на прямолинейное равноускоренное движение. Решение задач
12,13(8) Движение материальной точки по окружности. Вращательное движение твердого тела. Решение задач
Раздел 4. Динамика.  
14,15,16(8) Применение законов динамики к прямолинейному движению тела (материальной точки) Решение задач
17(4) Применение законов динамики к движению тела (материальной точки) по окружности. Решение задач
18(4) Применение законов динамики к космическим полетам Решение задач
19,20(8) Импульс тела. Закон сохранения импульса и механической энергии. Решение задач
21,22(8) Комбинированные задачи по механике Решение задач
Раздел 5. Механические колебания и волны  
23,24(8) Колебательное движение. Гармонические колебания. Уравнения движения колеблющегося тела. Решение задач
Раздел 6. Электромагнитное поле  
25(4) Магнитное поле тока. Сила, действующая в магнитном поле на проводник с током. Решение задач
26(4) Сила, действующая в магнитном поле на движущийся электрический заряд и на рамку с током Решение задач
27(8) Комбинированные задачи по механике и электромагнитному полю Решение задач
Раздел 7. Строение атома и атомного ядра  
28,29

(8)

Состав атомного ядра. Массовое и зарядовые числа. Энергия связи Решение задач
30,31(8) Радиоактивные превращения атомных ядер. Решение задач
32,33,34(10) Закон радиоактивного распада Решение задач

 

 

9-11 классы

№ урока Тема занятия Форма проведения занятия Приемы и методы, используемые на занятии Форма подведения итогов Техническое оснащение Рекомендуемая литература
Для учителя Для обучающегося
1 Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Лекция

 

Словесные, наглядные. Собеседование Мультимедийный проектор

 

Балаш, В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение, 2009.

 

Лукашик, В. И., Иванова. Е. В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова.- М.: Просвещение, 2010 г.

 

2 Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.  Примеры задач всех видов. Лекция

Решение задач

Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор

 

3 Общие требования при решении физических задач.  Этапы решения физической задачи. Лекция

Решение задач

Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

4 Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач.  Изучение примеров решения задач. Лекция

Решение задач

Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

5 Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения. Лекция

Решение задач

Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

6,7 Прямолинейное равномерное движение. Средняя скорость. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

Берков А. В., Грибов В. А. «ЕГЭ: 2009: Физика: реальные задания», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.

 

Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 9 класс.– М.: Дрофа, 2009 г.

 

8,9 Прямолинейное равноускоренное движение. Графическое представление движения. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В., справочные таблицы.
10,11 Координатный метод решения задач на прямолинейное равноускоренное движение. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В., справочные таблицы.
12,13 Движение материальной точки по окружности. Вращательное движение твердого тела. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В., справочные таблицы. Кабардин, О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Физика. 9–11-й классы. Задачник: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008 г.

 

14,15,16 Применение законов динамики к прямолинейному движению тела (материальной точки) Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В., справочные таблицы.
17 Применение законов динамики к движению тела (материальной точки) по окружности. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

18 Применение законов динамики к космическим полетам Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

Рябоволов, Г. И. «Сборник тематических работ по физике», М., Просвещение, 2010 г.

 

19,20 Импульс тела. Закон сохранения импульса и механической энергии. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В., справочные таблицы.
21,22 Комбинированные задачи по механике Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

ЕГЭ-2007: Физика. Сборник заданий/ Г.Г. Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов, М.: Просвещение, Эксмо 2007 г.

 

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7 –9 класс) /Орлов В.А., Татур А.О. – М.: Интеллект-Центр, 2009 г.

 

23,24 Колебательное движение. Гармонические колебания. Уравнения движения колеблющегося тела. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

25 Магнитное поле тока. Сила, действующая в магнитном поле на проводник с током. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В., справочные таблицы.
26 Сила, действующая в магнитном поле на движущийся электрический заряд и на рамку с током Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

 
27 Комбинированные задачи по механике и электромагнитному полю Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

Рябоволов, Г. И. «Сборник тематических работ по физике», М., Просвещение, 2010 г.

 

28,29 Состав атомного ядра. Массовое и зарядовые числа. Энергия связи Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В., справочные таблицы. Десненко, С.И., Десненко М.А. Моделирование в физике: Элективный методологический курс. – Физика («ПС»), 2009 г, № 2.

 

30,31 Радиоактивные превращения атомных ядер. Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В., справочные таблицы.
32,33 Закон радиоактивного распада Решение задач Словесные, наглядные, практические. Анализ задачи и рассмотрение различных способов ее решения. Мультимедийный проектор, учебник, справочные таблицы.

 

34 Обобщающее повторение Беседа, решение задач Словесные, наглядные, практические. Собеседование Мультимедийный проектор, сборник задач по физике Лукашик. В. И., Иванова. Е. В.

 

Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 9 класс.– М.: Дрофа, 2009 г.

 

 

 

Рекомендуемая литература для учителей

 

  1. Балаш, В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.:Просвещение, 2009.
  2. Берков А. В., Грибов В. А. «ЕГЭ: 2009: Физика: реальные задания», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.
  3. Берков А. В., Грибов В. А. «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Физика», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.
  4. Бутырский, Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. – М.:Просвещение, 2009 г.
  5. Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки /В.А.Орлов. Москва, Илекса, 2008 г.
  6. Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки /В.А.Орлов. Москва, Илекса, 2008 г.
  7. Демидова М. Ю., Нурминский И. И. «ЕГЭ 2009. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов», М., Эскимо, 2009 г.

 

 

Рекомендуемая литература для воспитанников

 

  1. Бабаев В. С. «ЕГЭ – 2009. Физика: сдаем без проблем!», М.: Эксмо, 2008 г.
  2. Берков А. В., Грибов В. А. «ЕГЭ: 2009: Физика: реальные задания», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.
  3. Берков А. В., Грибов В. А. «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Физика», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.
  4. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
  5. Гельфгат, И. М., Генденштейн, Л. Э., Кирик, Л. А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. –М.: ИЛЕКСА, 2010 г.
  6. Демидова, М. Ю., Нурминский И. И. «ЕГЭ 2009. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов», М., Эскимо, 2009 г.
  7. ЕГЭ. Физика: Раздаточный материал тренировочных тестов /Курашова С.А. СПб.: Тригон, 2008 г. (гриф подтвержден)